Расшифровка параметров автомобильных дисков:
a-b\Cx Offset + ET
a — количество отверстий
b — посадочный диаметр по центру шпилек
Сx — диаметр центрального отверстия
Offset + ET — вылет диска
Посадочная ширина обода — диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина. Допускается отклонение посадочной ширины на 0,5-1 дюйм, однако для низкопрофильных шин оно должно быть минимальным.Существует «народный» способ расчета желаемой ширины диска под определенную ширину шины:
ширина протектора шины — 20% = ширина диска ; например 205/70-14 ширина 205 мм — 20%=164 мм делим на 10 ( в 1см = 10 мм)=16,4см делим на 2,5 (1 дюйм=2,5 см)= 6,5 дюймов.

Вылет (ЕТ)
— расстояние от плоскости колеса, прилегающей к ступице, до плоскости, проходящей через середину посадочной ширины обода (измеряется в миллиметрах). Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. При значительных отклонениях вылета от рекомендуемого шины могут задевать за колесные арки или элементы подвески. Кроме того, установка колес с вылетом, значительно меньшим предусмотренного, приводит к существенному снижению устойчивости автомобиля в поворотах, повышенной чувствительности рулевого управления к дорожным неровностям и неравномерности тормозных усилий.Диаметр центрального отверстия (Cx) — должен соответствовать (с минимальным зазором) диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля (измеряется в миллиметрах). Допускается отклонение его величины в большую сторону. В этом случае для установки колеса используется переходные центровочные кольца.PCD — посадочный диаметр по центрам шпилек (b) — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах). Эта величина должна соответствовать штатной, иначе невозможно добиться надежной фиксации колеса на ступице. Отклонение даже на 2 мм приведет к перекосу элементов крепления (болтов).
серия размер авторезины ширина обода (в дюймах)
рекомендуемые минимальные максимальные
82 125R12 3,5 3 4
82 135R12 4 3,5 4,5
82 145R12 4 3,5 5
82 155R12 4,5 4 5
70 145/70R12 4,5 4 5
70 155/70R12 4,5 4 5,5
82 145R13 4 3,5 5
82 155R13 4,5 4 5,5
82 165R13 4,5 4 5,5
82 175R13 5 4,5 6
80 135/80R13 3,5 3,5 4,5
80 145/80R13 4 3,5 5
80 155/80R13 4,5 4 5,5
80 165/80R13 4,5 4 5,5
70 135/70R13 4 3,5 4,5
70 145/70R13 4,5 4 5
70 155/70R13 4,5 4 5,5
70 165/70R13 5 4,5 6
70 175/70R13 5 5 6
70 185/70R13 5,5 5 6,5
70 195/70R13 6 5,2 7
65 155/65R13 4,5 4 5,5
65 165/65R13 4,5 4,5 6
65 175/65R13 5 5 6
60 175/60R13 5 5 6
60 185/60R13 5,5 5,5 6,5
60 205/60R13 6 5,5 7,5
55 195/55R13 6 5,5 7
82 145R14 4 3,5 5
82 155R14 4,5 4 5
82 165R14 4,5 4 5,5
82 175R14 5 4,5 6
82 185R14 5,5 4,5 6
80 175/80R14 5 4,5 5,5
80 185/80R14 5 5 6
70 165/70R14 5 4,5 6
70 175/70R14 5 5 6
70 185/70R14 5,5 5 6,5
70 195/70R14 6 5,5 7
70 205/70R14 6 5,5 7,5
65 155/65R14 4,5 4 5,5
65 165/65R14 5 4,5 6
65 175/65R14 5 5 6
65 185/65R14 5,5 5 6,5
65 195/65R14 6 5,5 7
60 165/60R14 5 4,5 6
60 175/60R14 5 5 6
60 185/60R14 5,5 5 6,5
60 195/60R14 6 5,5 7
60 205/60R14 6 5,5 7,5
55 185/55R14 6 5 6,5
55 205/55R14 6,5 5,5 7,5
82 125R15 3,5 3 4
82 135R15 4 3,5 4,5
82 145R15 4 3,5 5
82 155R15 4,5 4 5
82 165R15 4,5 4 5,5
82 185R15 5,5 4,5 6
80 185/80R15 5,5 4,5 6
70 175/70R15 5 5 6
70 195/70R15 6 5,5 7
70 235/70R15 7 6,5 8,5
65 185/65R15 5,5 5 6,5
65 195/65R15 6 5,5 7
65 205/65R15 6 5,5 7,5
65 215/65R15 6,5 6 7,5
65 225/65R15 6,5 6 8
60 195/60R15 6 5,5 7
60 205/60R15 6 5,5 7,5
60 215/60R15 6,5 6 8
60 225/60R15 6,5 6 8
55 185/55R15 6 5 6,5
55 195/55R15 6 5,5 7
55 205/55R15 6,5 5,5 7,5
55 225/55R15 7 6 8
50 195/50R15 6 5,5 7
50 205/50R15 6,5 5,5 7,5
50 225/50R15 7 6 8
45 195/45R15 6,5 6 7,5
65 215/65R16 6,5 5,5 7,5
60 225/60R16 6,5 6 8
60 235/60R16 7 6,5 8,5
55 205/55R16 6,5 5,5 7,5
55 225/55R16 7 6 8
55 245/55R16 7,5 7 8,5
50 205/50R16 6,5 5,5 7,5
50 225/50R16 7 6 8
50 235/50R16 7,5 6,5 8,5
50 255/50R16 8 7 9
45 195/45R16 6,5 6 7,5
45 205/45R16 7 6,5 7,5
45 225/45R16 7,5 7 8,5
45 245/45R16 8 7,5 9
40 215/40R16 7,5 7 8,5
40 225/40R16 8 7,5 9
55 225/55R17 7 6 8
50 205/50R17 6,5 5,5 7,5
50 215/50R17 7 6 7,5
45 215/45R17 7 7 8,5
45 225/45R17 7,5 7 8,5
45 235/45R17 8 7,5 9
45 245/45R17 8 7,5 9
45 255/45R17 8,5 8 9,5
40 215/40R17 7,5 7 8,5
40 235/40R17 8,5 8 9,5
40 245/40R17 8,5 8 9,5
40 255/40R17 9 8,5 10
40 265/40R17 9,5 9 10,5
40 275/40R17 9,5 9 11
40 285/40R17 10 8,5 11
35 245/35R17 8,5 8 9,5
35 265/35R17 9,5 9 10,5
35 335/35R17 11,5 11 13
50 235/50R18 7,5 6,5 8,5
45 255/45R18 8,5 8 9,5
40 225/40R18 8 7,5 9
40 235/40R18 8 7,5 9
40 245/40R18 8,5 8 9,5
40 265/40R18 9,5 9 10,5
35 285/35R18 10 9,5 11
35 295/35R18 10,5 10 11,5
30 325/30R18 12 11 13
40 245/40R20 9 8 9,5
35 275/35R20 10 9 11

Маркировка покрышки

Например: P215/65R15 89H

«P» означает что это легковая
шина (в противоположенность грузовой или какой-либо другой
шине). P-метрика является версией США метрической системы
классификации шин.

«215» Ширина: Ширина шины в
миллиметрах от бока до бока. Эта мерка изменяется в зависимости
от ширины обода предназначенного для шины: больше для широких,
меньше для узких ободов. Число показывает ширину шины с учетом
рекомендованной ширины обода.

«65» Пропорциональность: Отношение
высоты профиля к ширине; высота профиля данной шины составляет
65% ее ширины.

«R» Конструкция: Как расположены
слои нитей корда в каркасе шины. “R” означает шину с радиальным
кордом. “B” вместо “R” означает шину с опаясывающим кордом.
“D” вместо “R” означает диагональное расположение нитей корда.

Диагональная конструкция Радиальная конструкция
Слои текстильного корда накладываются под
острым углом к бортовым кольцам попеременно и перекрестно.
Количество слоев корда зависит от размера шины и предельно
допустимой нагрузки. В этом случае конструкция боковин
шины также является многослойной.
Радиальная конструкция представляет собой
каркас, образованный из однослойного текстильного корда,
расположенного между бортовыми кольцами под углом 90 градусов
к ним.Таким образом, каждая нить корда, формирующая открытый
тор, находится под углом 90 градусов к направлению вращения
шины. В брекерном слое шины расположены металлокордные
ленты, нити корда которых, направлены под острым углом
к направлению вращения шины. Эти ленты накладываются попеременно,
в несколько слоев.Таким образом, основой упругой конструкции боковины шины
является однослойный каркас, а основой конструкции брекерного
слоя является жесткий «сэндвич», состоящий из части каркаса
и металлокордных лент, нити корда которых, образуют треугольник.

«15» Диаметр обода: Диаметр
диска в дюймах.

«89» Индекс нагрузки: Данная шина имеет стандартный
уровень предельной нагрузки в 580 кг. Разные числа соответствуют
разным уровням нагрузки. Уровень предельно-допустимой нагрузки
выражается в lbs. (футах) и kg (килограмах), а уровень предельно-допустимого
давления в PSI (фут на квадратный дюйм) и в kPa (kилопаскалях).
Килограммы и килопаскали – метрические единицы измерений.

Индекснагрузки

Предельно допустимаянагрузка на шину в кг

Индекснагрузки

Предельно допустимаянагрузка на шину в кг

62
265
87
545
63
272
88
560
64
280
89
580
65
290
90
600
66
300
91
615
67
307
92
630
68
315
93
650
69
325
94
670
70
335
95
690
71
345
96
710
72
355
97
730
73
365
98
750
74
375
99
775
75
387
100
800
76
400
101
825
77
412
102
850
78
425
103
875
79
437
104
900
80
450
105
925
82
475
106
950
83
487
107
975
84
500
108
1000
85
515
109
1030
86
530
110
1060

«H» Индекс скорости: Данная шина обладает
стандартным предельным уровнем рабочей cкорости в 210 км/ч
(130 миль/час). Шины использующие старо-европейскую систему
содержат индекс скорости в описании размера: 215/65HR15.

Индекс скорости
км/ч
Q
160
R
170
S
180
T
190
H
210
V
240
W
270
Y
300
ZR(Y)
свыше 300
ZR
свыше 240

«ROTATION» направление вращения.

«LEFT» шина устанавливается
на левую сторону автомобиля.

«RIGHT» шина устанавливается
на правую сторону автомобиля.

«OUTSIDE» или «Side
Facing Out
» внешняя сторона установки.

«INSIDE» или «Side
Facing Inwards
» внутренняя сторона установки.

Символы «DOT» сертифицируют
соответствие всем действующим стандартам безопастности установленным
транспортным департаментом США (DOT). Дальше идет идентификационный
или серийный номер шины; до 11 цифр и букв.

За исключением снежных шин, DOT требует от производителей оценку шин легковых автомобилей, основываясь на трех критериях качества: изностойкость, сила сцепления и термостойкость.

Износостойкость

— Больше 100 — Улучшенная
— 100 — Норма
— Меньше 100 — Плохая

Износостойкость является сравнительной оценкой основанной на результатах тестирования в регулируемых условиях на специально назначенной правительством эксперементальной трассе. Шина с оценкой 200 на испытаниях протянет вдвое дольше чем шина с оценкой 100. Реальный пробег вашей шины зависит от условий ее эксплуатации и может колебаться в зависимости от вашего стиля вождения, от состояния машины, от различий в климате и качестве дорог. Заметьте: Износостойкость существует для возможности сравнения между шинами одного производителя. Нельзя проводить аналогии между шинами разных производителей основываясь на этой оценке.

Сцепление

— A — Превосходное
— B — Среднее
— C -Удовлетворительное

Сцепление характеризует способность шины тормозить на мокрой дороге. Эта оценка выявляется в процессе испытаний на правительственной тестовой асфальто-бетоной площадке. В основе характеристики Сцепления лежат тесты по торможению на прямолинейном участке дороги; она не показывает устойчивость на виражах.

Термостойкость

— A — Превосходная.
— B — Средняя
— C — Удовлетворительная

Оценка термостойкости представляет устойчивость шины к выделению теплоты, в соответствии с результатами теста, проводимого в управляемых условиях в закрытом помещении на эксперементальном лабораторном колесе. Длительная высокая температура может вызвать дегенерацию материала шины и тем самым cократить ее жизнь. Чрезмерно высокая температура может вывести шину из строя. Федеральный закон требует, чтобы все шины удовлетворяли по меньшей мере требованиям Оценки С.

Способ расчета желаемой ширины диска под определенную ширину шины:
ширина протектора шины — 20% = ширина диска
например 205/70-14 ширина 205 мм — 20%=164 мм делим на 10 ( в 1см = 10 мм)=16,4см делим на 2,5 (1 дюйм=2,5 см)= 6,5 дюймов.
Внимание!
Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 — 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 — 1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.

фото поясняющее вылет:

фото про геометрические параметры и конструктивные элементы литого диска (хамп, ручей):